― Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно. ― Ваше воображение – это Ваша способность сегодня увидеть то, что произойдет в Вашей жизни завтра. ― Фантазия — это единственное наше оружие в борьбе с реальностью. ― Успешный человек – всегда потрясающий художник своего воображения. Альберт Эйнштейн. |
― Меня часто спрашивают, в чем я нахожу вдохновение. Ответ прост: оно повсюду, оно окружает нас. Главное – научиться видеть и чувствовать его. ― Я что-то вижу, слышу, узнаю – потом это перетекает в мои сценарии. ― Вдохновение – это способность извлечь пищу для ума из всего, что вы видите, из всего, что происходит вокруг. Я собираю его по крупицам повсюду. Собрал достаточно – пора снимать фильм. Люк Бессон. |
Кто я такая? Ольга Татарникова Телевизионный режиссер, продюсер, личный наставник, контент-технолог, медиа-тренер и создатель авторской онлайн-школы "Я Режиссер", в которой выращиваю режиссеров видеоконтента и помогаю бизнесу и экспертам развиваться через видео, работу в кадре и продающие ролики. Преподаватель и автор обучающих программ по режиссуре и развитию креативности. Коуч по созданию документального, учебного и рекламного видео. Окончила Ленинградский Государственный Институт Театра, Музыки и Кинематографии (ЛГИТМиК) по специальности режиссура телевидения и Курсы повышения квалификации по практическому пиару и созданию дистанционных курсов Московского Института развития дополнительного профессионального образования. 30 лет на ТВ. Работала с губернаторами и известными телеведущими на каналах «Россия», «Россия 24» и «Культура». За эти годы созданы тысячи разных сюжетов, репортажей, программ. Режиссер документальных фильмов, которые становились победителями телевизионных конкурсов и номинировались на главную национальную телевизионную премию за высшие достижения в области телевизионных искусств ТЭФИ. Когда поняла, что чужие результаты радуют меня больше, чем свои, начала преподавать и создавать специализированные дистанционные курсы и тренинги. Вдохновляю и обучаю всех желающих из любой точки планеты свободно работать перед камерой, снимать отличные кадры даже на смартфон, делать пиар-ролики и документальные фильмы. |
Много лет назад телекомпанию, в которой я работала режиссером, в полноправное владение заполучил человек новой тогда для нас формации – богатый, амбициозный, на наше счастье, талантливый, но очень резкий на слова и действия. Головы полетели как горошек из стручков: кого-то он сам уволил, кто-то из журналистов и редакторов не стал ждать этого неприятного момента и написал заявление об уходе. Но была одна телевизионная каста, которую он не трогал целый год – это режиссеры. А все потому, что он никак не мог разобраться, кто же они такие и зачем нужны. |
Действительно, оператор снимает, журналист пишет текст и вопросы задает, монтажер монтирует, звукорежиссер, в конце концов, озвучивает, а что делает режиссер? Ну, ладно, когда речь идет о прямом эфире или записи из студии, тогда режиссер сидит за пультом и от него зависит, что же зритель увидит в следующую секунду, кого из гостей в студии или ведущего, или что-то еще. Так вот тот наш руководитель – умный человек. Он разобрался за год и не уволил ни одного режиссера, потому что понял, что именно от режиссера зависит, что и как нужно делать сценаристу, оператору, монтажеру и звукорежиссеру, только он соединяет части в единое целое, подчиняя их главной идее, и добивается, чтобы результат оправдал ожидания. |
А на что влияет режиссер во всей технологической цепочке производства ролика или фильма? Когда мы смотрим талантливый фильм, мы всегда чувствуем присутствие режиссера, хотя и не видим его. А когда фильм средненький, то частенько слышим, что здесь не было режиссера. А почему? Да потому что в слабом продукте все приблизительно, случайно, невнятно и неярко, вроде вот это хотели сказать фильмом, но как-то неубедительно. Режиссура – это вдыхание жизни, это складывание осколков в единую картину. Без нее обрывочно и иногда бессмысленно. Часто попадаются блестящие операторские или монтажерские работы, когда буквально каждый кадр вопит о высоком мастерстве его создателя, но в целом получается унылое произведение, потому что нет режиссуры, нет развития, нет драматургии, нет акцентов, нет режиссерского хода и, наконец, нет просто четкой мысли. А ведь этому можно научиться. |
Что такое режиссура ? Режиссура – это отыскивание нового в привычном. Любая режиссура начинается в голове с мыслительного процесса. Нужно, как в мультиварку, загрузить в мозг сверхзадачу, идеи, возможности для нового шедевра, включить кнопку «пуск» и подождать, пока будет готов режиссерский сценарий – структура и план действий для созидания задуманного. Лично я так и поступаю обычно. Причем, помимо прямых задач, мне требуется для творческого процесса и что-то из смежных тем. Например, при продумывании кадров, которые бы не только проиллюстрировали слова героини фильма-портрета, но и создали нужную атмосферу и эмоцию, я пересмотрела много хроники и переслушала песен того времени – речь шла о 60-х годах 20 столетия. Это рождает новые связи, появляются идеи и вдохновение. Режиссура – это создание определенного образа и реальности. Донести свои взгляды и мысли до зрителя режиссер может только кадрами и звуком, если речь идет об экранных произведениях. В кадре могут быть люди – герой сюжета или ведущий. В зависимости от придуманного образа, режиссер будет работающие на этот образ черты и детали выделять, усиливать, а ненужные умалчивать, не показывать и так далее. Как скульптор, режиссер отсекает все лишнее, оставляя только нужное, формируя тем самым четкий образ. И чем больше мастерство режиссера, тем четче получившийся образ, потому что в нем отсутствует что-то случайное, неопределенное, невнятное. Режиссура – это железная логика, коммуникации и воля. Под железной логикой я имею в виду драматургию, то есть определенную выстроенность и структуру создаваемого произведения с наличием интриги, развития и акцентов. Если этого нет, то ролику или фильму не на чем держаться, он растечется, как лужа, и исчезнет. К слову, есть несложный способ проверить, существует драматургия в сюжете или нет. Если вы без смысловых потерь можете поменять местами части или просто выкинуть середину, значит, сюжет разваливается на глазах и не может держать внимание зрителя. Нельзя повествовательно, друг за другом выкладывать факты – надо выстроить закономерную цепочку. Когда режиссер все это продумал и придумал, ему остается реализовать свой замысел. И для воплощения требуется воля довести дело до конца, не смотря на неизбежные препятствия. Еще режиссеру необходимо умение налаживать контакты и ставить четкие задачи всем, с кем сотрудничает. Если люди в команде не поймут режиссера, то вряд ли ему удастся донести до зрителя свои мысли. Искать, пробовать, выбирать – суть режиссерской работы. Как в анекдоте про клиента на приеме у психотерапевта: — Помогите, доктор! Эта кошмарная работа сведет меня с ума! Каждый день я возвращаюсь домой выжатый, как тряпка. — А чем вы, собственно, занимаетесь? — Ну, я сижу на складе, передо мной желоб и три ящика. По желобу скатываются апельсины, а я должен раскладывать их в ящики: большие — в первый, средние — во второй, а маленькие — в третий. — Вроде непыльная у вас работенка… — Ах, доктор, но эта ужасная проблема постоянного выбора! Так и режиссеру на каждом этапе создания произведения из огромного множества вариантов нужно отобрать только те, которые наиболее ярко выразят авторскую мысль. |