Урок 3.

Как выстроить всю необходимую информацию?

Структура и драматургия учебного видео

 

[wpm_video video=https://vimeo.com/467312522 autoplay=off style=1 size=560x315]

Текстовый конспект

Любой продукт – это не хаотичное соединение частей, а некая композиция. Применительно к видео-продукту его композиция – это его драматургия. Что это такое и зачем так сложно? Об этом и поговорим в сегодняшнем уроке, и вы поймете, что это вовсе и не сложно. А где же обещанная сверка ответов из предыдущего урока? – спросите вы. А вы ее получите как раз в процессе сегодняшнего урока. Смотрите и слушайте внимательно! Итак, про драматургию. Еще Аристотель говорил, что в любом произведении должны быть начало, середина и конец. А именно, все начинается с экспозиции, другими словами с пролога, который вводит в курс дела. Завязка или начало действия намечает тему и направление развития действия. Перипетии или развитие действия – это постепенное разворачивание событий. Кульминация – это пик действия, его острие, поворотная точка к чему-то новому. И, наконец, развязка или финал – это логический исход истории. В этом курсе мы делаем обучающее видео и, безусловно, запутанные перипетии здесь ни к чему, напротив, в таком видео должно быть все предельно ясно и понятно, но, тем не менее, некая доля интриги и здесь только к лучшему. Но это уже высший пилотаж. А если быть проще, то давайте посмотрим, что же все в том же мастер-классе по рукоделию может стать драматургическими составляющими. Экспозицией может стать подготовка к процессу, показ инструментов, которые потребуются. Все это как раз можно показать и рассказать человеку в кадре. Поздороваться, представиться, кратко изложить, что будет далее, показать инструменты. В итоге зритель познакомился с вами, настроился на то, что вы предлагаете и готов впитывать знания дальше. А дальше – завязка, то есть начало процесса. Выглядеть это может уже как руки в кадре и голос за кадром – самая распространенная и любимая форма большинства мастер-классов. Но теперь она уже на своем месте, потому что теперь действительно самое главное, чтобы было хорошо видно и слышно, что и как делать. Перипетии, повороты – это акценты на ключевых моментах, которые можно и нужно выделить – показать еще раз без комментария или в замедленном виде. Под это замечательно подходит как раз форма выражения авторской мысли, именуемая лайф. Если забыли, что это такое, пересмотрите первый урок. Или акцентами может стать  краткая дополнительная информация, например, в графическом варианте. К примеру, Ваш мастер-класс про цветок из фоамирана, так расскажите немного, что это такое, дайте зрителю возможность на время переключить внимание, что очень способствует лучшему усвоению учебного материала в целом. Вообще в рукодельных, кулинарных и любых других обучающих видео, где показывается какой-то процесс, интрига присутствует всегда – получится или не получится «каменный цветок», потому они так и интересны. Поэтому главный кульминационный момент, когда, наконец, получилось то, что было заявлено, нужно обязательно выделить – зритель должен порадоваться, испытать положительные эмоции, что все получилось у вас, а значит, получится и у него. Это вдохновение важно в обучающем видео. А еще интереснее, чтобы вы в процессе столкнулись с какой-то трудностью и преодолели ее на глазах у зрителя, а заодно рассказали про проблемы, с которыми может столкнуться и он. Можно даже добавить отдельный эпизод, например, в графическом виде, который расскажет и покажет дополнительную информацию. А зритель, увидев, как вы преодолели какую-то трудность, проникнется к вам еще больше, потому что будет сопереживать вам. Это сила драматургии, и ее нужно, конечно, использовать. И завершающая часть – развязка. Здесь вы можете уже расслабить зрителя-ученика – все закончилось хорошо. Вы можете снова появиться в кадре с тем, что у вас получилось и рассказать, например, где это произведение можно использовать или как носить, или как подать на стол, если это был кулинарный урок. Вот и вся драматургия. У сегодняшнего зрителя, как говорят, клиповое сознание, то есть он предпочитает усваивать информацию сменяющимися эпизодами, минуя многие подробности.  И для лучшего понимания, как создать  структуру учебного видео, покажу вот это. Это страница из книги. Теперь и верстка страницы книги уже в клиповом формате. Эта страница легко выполняет роль шпаргалки для выстраивания драматургии видеоурока. Вот смотрите. Есть название – заставка. Есть пролог, есть основная информация и есть дополнительная. И даже финал. Ну, как, сверили свои ответы?  Если что-то не сошлось или появились новые мысли относительно своего видеоурока, то  подкорректируйте сценарный план – это и будет заданием. Продолжение следует…    

Дополнительная информация по теме

Во вложении к уроку можно скачать шаблон сценарного плана. Он поможет продумать или выяснить  и записать то, что должно происходить на экране. По этому шаблону можно провести предварительную работу с заказчиком, если вы снимаете мастер-класс как видеограф, которому требуется подробнее представить, что будет происходить, что важно не упустить и выделить, чтобы продумать план съемки.     

Дополнительная практика

Посмотрите эти видео и попробуйте найти в них все драматургические составляющие: пролог, завязку, перипетии, кульминацию и развязку.

[wpm_video video=https://youtu.be/vusE2HqaAEY autoplay=off style=7 size=560x315]

 

[wpm_video video=https://youtu.be/b3bS9d6PvRM autoplay=off style=7 size=560x315]

  Если есть желание, поделитесь в комментариях своими любыми впечатлениями от увиденного.
Made on
Tilda