Все искусство дробления сцены или эпизода на отдельные планы сводится к умению понять, на что зритель захочет посмотреть в следующий момент. Такой логический подход можно применять почти всегда. Если в кадре на общем плане снят ученый в лаборатории, занятый своим делом, зрители, естественно, захотят разглядеть то, над чем он трудится. Поэтому можно перейти к среднему плану – ученый сидит у микроскопа. Крупно показать его сосредоточенное в раздумье лицо, затем – детали: пробирки, тетрадь с записями и т.п.
Если изменение точки съемки слишком значительно, то зрителям будет трудно связать более крупный план с предшествующим ему общим планом. Но если изменение точки малозначительно, то в результате на экране получится неоправданный и очень неприятный для восприятия скачок изображения.
Если снять план с более близкого расстояния, нежели предшествующий, но под тем же углом зрения, то персонаж как бы «прыгнет» (или резко «шагнет») нам навстречу. Лучше изменить не только крупность, т.е. масштаб плана, но и угол зрения камеры.
Не следует, однако, впадать и в другую крайность. Слишком резкое изменение положения камеры, изменение угла съемки способно также внести путаницу. Нужно следить за тем, чтобы зрители не утратили связи с увиденным прежде. Если произойдет переход с общего плана на деталь, на которой прежде не акцентировалось внимание, то зритель может растеряться, потому что утрачена логическая нить киноповествования. Необходимо сохранять у зрителя ощущение «географии» пространства, в котором происходит действие.