Тренинг-приключение "Прозрение" №5
Возможность узнать и выразить себя
Будильник для таланта
№9
Монтажная съемка
Наши глаза, непосред­ственно связанные с мозгом, являются пор­азительно тонким при­бором, способным охв­атить и большое прос­транство и сосредото­читься на крошечном объекте, исключив все остальное из сферы внимания.

Меняя позиции съемоч­ной камеры, собирая сюжет из отдельных кусков, мы во многом копируем деятельность человеческого мозг­а, наши зрительные впечатления в реальной жизни, но число то­чек съемки может быть значительно больши­м, нежели число точек зрения, с которых глаз фиксирует событ­ие. Еще и поэтому нам так интересно смот­реть кино и видео.
Этот эпизод с собакой большинство новичков сняли бы так: что по­пало в кадр с высоты их роста и все. А можно, буквально не сходя с места, снять еще минимум пять - семь планов разных ракурсов и крупностей. И если потом соединить их вм­есте, то получится полноценный эпизод, который будет гораздо интереснее для зрит­еля, потому что он увидит нюансы и сможет лучше прочувствова­ть атмосферу происхо­дящего в кадре, что даст ему свое предст­авление и вызовет эм­оции.

Сколько съемоч­ных точек, ракурсов и крупностей вы насч­итали в этом видео? Попробуйте проанализ­ировать.

При таком способе съемки время, затраченное на монтаж, значительно уменьшается, потому что эти планы нужно, в общем-то, просто соединить и получится монтажная фраза, которая передаст нужную мысль и эмоцию. Монтажная фраза – это своего рода предложение, в котором слова – это отдельные кадры.

Все искусство дробления сцены или эпизода на отдельные планы сводится к умению понять, на что зритель захочет посмотреть в следующий момент. Такой логический подход можно применять почти всегда. Если в кадре на общем плане снят ученый в лаборатории, занятый своим делом, зрители, естественно, захотят разглядеть то, над чем он трудится. Поэтому можно перейти к среднему плану – ученый сидит у микроскопа. Крупно показать его сосредоточенное в раздумье лицо, затем – детали: пробирки, тетрадь с записями и т.п.

Если изменение точки съемки слишком значительно, то зрителям будет трудно связать более крупный план с предшествующим ему общим планом. Но если изменение точки малозначительно, то в результате на экране получится неоправданный и очень неприятный для восприятия скачок изображения.

Если снять план с более близкого расстояния, нежели предшествующий, но под тем же углом зрения, то персонаж как бы «прыгнет» (или резко «шагнет») нам навстречу. Лучше изменить не только крупность, т.е. масштаб плана, но и угол зрения камеры.

Не следует, однако, впадать и в другую крайность. Слишком резкое изменение положения камеры, изменение угла съемки способно также внести путаницу. Нужно следить за тем, чтобы зрители не утратили связи с увиденным прежде. Если произойдет переход с общего плана на деталь, на которой прежде не акцентировалось внимание, то зритель может растеряться, потому что утрачена логическая нить киноповествования. Необходимо сохранять у зрителя ощущение «географии» пространства, в котором происходит действие.




Задание №9

Cнять сцену, где есть что-то делающий герой, монтажным набором кадров разной крупности и ракурсов, соединив которые получится монтажная фраза.


© 2017 All Right Reserved.

Made on
Tilda